Пояснительная записка Учебный план на 2024-2025 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим требования к организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Чайка» Нижнетуртнского городского округа. Учебный план разработан в соответствии с: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО); - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1014; - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г. № 32; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 29.01.2021г № 62296; - Уставом МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО; - Основной образовательной программы МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО; - Программой развития МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО на 20222027г.г.; - Локальных актов МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО. Учебный план МАДОУ детский сад «Чайка»: • сформирован согласно потребностям детей и их родителей, с учетом имеющегося в ОУ материально-технического, кадрового и программно-методического обеспечения; • обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста; • обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства; • обеспечивает охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; • обеспечивает познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. При формировании Учебного плана на 2024-2025 учебный год соблюдены требования нормативно-правовых документов МО РФ в части: • реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДО; • наименования образовательных областей, непосредственной образовательной деятельности; • оформления. Основные направления содержания образования (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. - Содержание учебного плана включает в себя следующие сведения: ﹣ длительность организованной образовательной деятельности; ﹣ максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня; ﹣ особенности организации организованной образовательной деятельности; ﹣ информацию о реализуемых примерных программах; ﹣ план организованной - образовательной деятельности в группах раннего возраста; ﹣ план организованной - образовательной деятельности в дошкольных группах. Длительность непрерывной организованной образовательной деятельности не превышает: Организация образовательного процесса, режима дня, в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21: - начало занятий для детей дошкольного возраста не ранее 8:00, окончание - не позднее 17:00; - продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более: - от 1,5 до 3 лет - 10 минут - от 3 до 4 лет - 15 минут - от 4 до 5 лет - 20 минут - от 5 до 6 лет - 25 минут - от 6 до 7 лет - 30 минут; - продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более - от 1,5 до 3 лет 20 минут (1 час в неделю) - от 3 до 4 лет - 30 минут (2 час. 30 мин. в неделю) - от 4 до 5 лет - 40 минут (3 час. 20 мин. в неделю) - от 5 до 6 лет - 50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна (6 час. 15 мин. в неделю) - от 6 до 7 лет - 90 минут (7 час. 30 мин. в неделю). Перерывы между периодами непосредственно деятельности составляет не менее 10 минут. образовательной Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводились в первую половину дня и дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей, указанная непосредственно образовательная деятельность сочеталась с занятиями по физической культуре и музыкальными занятиями. Формы организации занятий: с 1 до 2 лет и с 2 до 3 лет – подгрупповые, с 3 до 7 лет - фронтальные. Организация жизнедеятельности в ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (занятия, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Деятельность учителя-логопеда ДОУ строится на основании Положения о логопедическом пункте. Коррекционная работа проводится с детьми 5-7 лет. Время, отведенное на индивидуальные занятия с ребенком от 15 – 20 минут; подгрупповую – 25-30 минут. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, является дополнением к обязательной части образовательной программы дошкольного образования составляет не более 40% от общей учебной нагрузки. Обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Непосредственная образовательная деятельность части, формируемой участниками образовательных отношений - региональный компонент в МАДОУ детский сад «Чайка» реализуется через парциальную программу с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий «СамоЦвет» О.В. Толстиковой, О.А. Трофимовой. Система дополнительного образования реализуется через следующие парциальные программы: - парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н. Николаевой; - парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева; - парциальная программа «Речевое развитие детей 3 – 7 лет» О.С. Ушакова; - парциальная программа «Я человек» С.А. Козлова; и проводятся не за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их количество и длительность соответствовали СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Непосредственная образовательная деятельность части, формируемой участниками образовательных отношений составляет: для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут; для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; для детей 7-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут; Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводились в первую половину дня и дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей, указанная непосредственно образовательная деятельность сочеталась с занятиями по ФИЗО и музыкальными занятиями. Домашние задания детям не задавались. Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включали оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и психосоциального развития детей. К ним относятся физкультурный и музыкальный залы, кабинет учителя-логопеда. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей, составляется в соответствии с требованиями государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов, реализуемой основной образовательной программы ДО в группах общеразвивающей направленности. Оздоровительная работа в ДОУ осуществляется на основе данных состояния здоровья, уровня психофизического развития детей. Организация образовательного процесса в МАДОУ детский сад «Чайка» НТГО осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО) и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте: (ФГОС п. 2.7.) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; - двигательная активность; для детей дошкольного возраста: - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) - двигательная деятельность (овладение основными движениями). Непосредственно образовательная деятельность организуется в каждой возрастной группе, в соответствии с вышеуказанными видами детской деятельности. Основная форма организации образовательной деятельности – совместная деятельность, которая предполагает партнерское взаимодействие воспитателя с детьми в условиях организации различных видов детской деятельности. План составлен с соблюдением минимального количества видов непосредственно образовательной деятельности. Количество видов ООД на освоение дополнительных общеразвивающих программ входит в объем максимально допустимой образовательной нагрузки. План составлен на учебный год – с 02.09.2024 г. по 30.05.2025 г. В группах раннего возраста в содержание непосредственно образовательной деятельности не включены такие виды деятельности как, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Задачи Программы, направленные на освоение данных видов деятельности решаются в режимные моменты: подготовка к приему пищи, прогулке, ко сну, во время прогулки, во время выполнения гигиенических процедур, в общении, игре и др. Для восприятия художественной литературы и фольклора, игровой деятельности в режиме дня ежедневно отведено время. Содержание деятельности, направленное на решение задач Программы по формированию навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) планируется педагогами во все видах деятельности, при организации режимных моментов. Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена временем, отведенным на отражение специфики национальнокультурных, демографических, климатических условий в непосредственно образовательной деятельности. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательноисследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, и продуктивная. В обязательном порядке в план вошли: • познавательная деятельность • речевая деятельность • изобразительная деятельность • коммуникативная деятельность • двигательная деятельность • музыкальная деятельность В соответствии с комментариями к ФГОС ДО (к разделу II п. 2.7): содержание образовательной программы ДО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации. Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки; восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная активность. Непрерывная образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игрыинсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Деятельность в центрах активности Воспитатель представляет центры активности, подготовленные и насыщенные материалами для организации совместно партнерской деятельности детей. Дети осуществляют выбор содержания, вид деятельности в центрах активности. Дополнительное образование для детей дошкольного возраста не проводится за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа на 2024 – 2025 учебный год № Виды деятельности: 1 Экспериментирование с материалами и веществами 2 3 4 5 Общение/восприятия смысла сказок/речевые игры Двигательная активность Восприятие смысла музыки Предметная деятельность Итого: Количество раз/минут, в неделю 2/20 2/20 3/30 2/20 1/10 10/100 В рамках вариативной части/ формируемой части образовательной программы с детьми от 2 до 3 лет проводиться Кружок «Разноцветные ладошки» изобразительная деятельность (нетрадиционные методы рисования), Мириленко С.Н. и занятия по развитию речи детей от 1 до 3 лет по средствам игровой технологии (еженедельно по 10 минут) План организованной образовательной деятельности с детьми Виды детской деятельности Количество часов в неделю (минуты/количество периодов) с 3-4 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Обязательная часть образовательной программы Речевая деятельность 1/15 1/20 1/25 1/30 (восприятие художественнойлитературы и фольклора) Речевая деятельность 1/25 1/30 (развитие звуковой культуры, предпосылки обучению грамоте) Познавательная деятельность 1/15 1/20 1/25 1/30 (ознакомление с миром природы и социальным миром) Изобразительная деятельность 1/15 1/20 1/25 1/30 (конструирование) Изобразительная деятельность 1/15 1/20 2/25 2/30 (рисование) Изобразительная деятельность 1/15 1/20 1/25 1/30 (лепка, аппликация – чередуются) Познавательная деятельность (формирование элементарных математических представлений) 1/15 1/20 1/25 2/30 Музыкальная деятельность 2/15 2/20 2/25 2/30 Двигательная деятельность 3/15 3/20 3/25 3/30 Коррекционная деятельность учителялогопеда - - - - Итого в обязательной части 13 13 14 (195 мин) (260 мин) (350 мин) Часть, формируемая участниками отношений (кружки/технологии) 14 (420 мин) Кружки 15 20 25 30 Итого в вариативной части 1/15 15 мин 1/20 20мин 2/25 50 мин 2/30 60 мин