Дополнительная общеобразовательная программа Азбука общения

№ п/п Содержание

I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Дополнительной
общеразвивающей программы «Азбука общения»
Принципы и подходы к формированию Дополнительной
общеразвивающей программы «Азбука общения»
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5лет

Планируемые результаты освоения
1.5. Дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
общения»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
II.
2.1. Комплекс организационно-педагогических условий
2.2. Программное содержание
2.3. Форма образовательной деятельности
2.4. Формы контроля
2.5. Оценочные материалы
2.6. Взаимодействие с родителями
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия
3.2. Объем образовательной нагрузки
Перспективы работы по совершенствованию и развитию
содержания программы и обеспечивающих ее реализацию
3.3. нормативно-правовых, финансовых, научнометодических, кадровых, информационных и
материально-технических ресурсов
3.3. 1. Кадровые условия реализации Программы
3.3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.4. Ресурсное обеспечение программы
3.5.
3.6.

Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Перечень литературных источников обеспечения программы

стр.
5
5
9
10
11
12
13
13
13
19
20
21
22
23
23
24

24
24
25
25
26

Паспорт программы
Наименование
программы
Обоснование для
разработки
Дополнительной
общеразвивающей
программы «Азбука 2)
общения»

Дополнительная общеобразовательная программа
«Азбука общения»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука общения»
составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Федеральный закон об образовании в
«Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ;
Приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно
- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 .01.2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и нормам СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Цель дополнительной Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через
общеобразовательной формирование коммуникативных навыков.
программы «Азбука
Формирование у детей 3-5 лет социальных контактов и развитие
общения»
способности к дальнейшим действиям посредствам обучения их
нормам нравственного поведения и способам произвольной
регуляции своего поведения.
Задачи
-развитие у детей навыков общения в различных жизненных
дополнительной
ситуациях со сверстниками, педагогами и другими людьми.
общеобразовательной -выработка у детей положительных черт характера,
программы
способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
«Азбука общения»
-развитие творческих способностей и воображения в процессе
игрового общения;
-развитие дружеских взаимоотношений;
-тренировать способность к самоконтролю, сосредоточению на цели
своей деятельности, прогнозированию возможных последствий
своих поступков;
-развивать внимание и воображение, речь детей;
-развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное
состояние;
-формирование у детей умений и навыков практического
владения выразительными движениями (мимикой, жестами,
пантомимикой) – средствами человеческого общения;
Сроки и этапы
9 месяцев (1440 часов)
реализации
Программы

Ожидаемые
результаты

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Форма проведения

1. Умение по выражению лица определять самочувствие человека,
его настроение.
2. Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего
поведения.
3. Умение положительно оценивать свои возможности,
способности и обосновывать собственную самооценку.
4. Умение радоваться самим и разделять чувство радости других
людей.
5. Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции
(радость, грусть, злость, страх, удивление).
6. Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам,
эмоциям.
7. Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками,
уметь выйти из конфликта.
Групповая

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
«Азбука общения» – это развитие навыков межличностного
взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного
возраста (3-5 лет). Содержание предполагаемых разделов предусматривает
обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для успешного развития процесса общения, социального
взаимодействия.
Актуальность данной программы обуславливается потребностью
общества в обеспечении социального здоровья личности, которое во многом
определяется социально нормативным поведением, способностью к
построению взаимоотношений и нравственными ориентациями. Общение –
основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на
познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением
понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и
объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И.
Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из
важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте
посменно сменяя друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:

ситуативно-личностное;

ситуативно-деловое;

внеситуативно - познавательное;

внеситуативно - личностное (по М.И. Лисиной).
Изменяется содержание общения, его мотив, коммуникативные навыки
и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к
обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к
взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к
нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них
ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на
процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества,
приобретаемые ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к
взрослым.
Дополнительная общеразвивающая Программа составлена с учетом
основных принципов и подходов, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
В
основу дополнительной общеобразовательной программы

социально-коммуникативной направленности «Азбука общения» обычно
входят следующие программы и методические разработки с известными
авторами:
Программа «Азбука общения» — авторская программа, разработанная
коллективом педагогов и психологов, одним из известных авторов является
Елена Викторовна Козлова. Эта программа включает игровые и практические
задания, направленные на развитие коммуникативных навыков и
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Программа «Развитие речи и коммуникативных навыков у
дошкольников» — авторы: Н.В. Гаврилова, Т.В. Бибик. Программа
ориентирована на формирование речевых умений и навыков общения.
Программа «Социально-коммуникативное развитие детей раннего и
дошкольного возраста» — авторы: Л.С. Выготский (теоретические основы), а
также современные педагоги, адаптирующие его идеи (например, Н.А.
Короткова).
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
и коммуникативных навыков — разработаны коллективом специалистов под
руководством И.А. Зимней, включают техники и упражнения для
формирования эмпатии и взаимодействия.
Игровые методики и театрализованные занятия — авторы: Е.В.
Козлова, Л.В. Тихомирова, которые широко используются для развития
диалогового общения и навыков слушания.
Направленность
Дополнительная
общеобразовательная
программа
социальнокоммуникативной направленности «Азбука общения» направлена на
развитие у детей следующих ключевых компетенций:
Формирование навыков эффективного устного и невербального
общения;
Развитие эмоционального интеллекта, умения распознавать и выражать
свои чувства;
Освоение правил и норм социального взаимодействия в различных
ситуациях;
Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов;
Повышение коммуникативной компетентности для успешной
социальной адаптации.
Что касается авторов программы «Азбука общения», то среди них чаще
всего упоминаются:
Елена Викторовна Козлова — педагог и психолог, автор ряда
методических разработок в области социально-коммуникативного развития

детей;
коллектив педагогов и психологов, работающих в сфере дошкольного и
дополнительного образования, адаптирующий программу под конкретные
возрастные группы и условия.
Таким образом, программа «Азбука общения» ориентирована на
комплексное развитие социально-коммуникативных навыков у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивая их успешную
социализацию и коммуникативную компетентность. Для точного указания
авторства рекомендуется обращаться к конкретному изданию или
методическому пособию программы.
Таким образом, программа «Азбука общения» базируется на
комплексном подходе, объединяющем лучшие педагогические и
психологические практики с акцентом на развитие социальнокоммуникативных компетенций у детей. Для более точного указания
авторства рекомендуется обращаться к конкретному изданию или
методическому комплекту программы.
Новизна
Новизна дополнительной общеобразовательной программы социальнокоммуникативной направленности «Азбука общения» заключается в
следующих ключевых аспектах:
Интеграция современных психологических и педагогических подходов
Программа основана на современных теориях развития социальнокоммуникативных навыков, включая элементы эмоционального интеллекта,
теории привязанности и когнитивно-поведенческих методик. Это позволяет
более эффективно формировать у детей умения взаимодействия в различных
социальных ситуациях.
Игровой и практико-ориентированный формат обучения
«Азбука общения» использует игровые технологии, ролевые и
театрализованные упражнения, что повышает мотивацию детей и
способствует закреплению навыков в естественной для них форме. Такой
подход отличается от традиционных лекционных методов и способствует
развитию творческого мышления.
Дифференцированный подход с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей
Программа адаптирована для разных возрастных групп и уровней
развития детей, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и
создавать максимально комфортные условия для обучения.
Комплексное развитие коммуникативной компетентности
В отличие от узконаправленных программ, «Азбука общения»

охватывает не только речевые навыки, но и эмоциональную сферу,
социальные нормы, навыки сотрудничества и разрешения конфликтов, что
обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка.
Авторский коллектив и методическая база
Среди авторов программы — Елена Викторовна Козлова и
специалисты в области педагогики и психологии, которые интегрировали в
программу современные научные разработки и практический опыт работы с
детьми.
Таким образом, новизна программы «Азбука общения» заключается в
её комплексном, современном и практико-ориентированном подходе к
развитию социально-коммуникативных навыков у детей, что способствует их
успешной социализации и адаптации в современном обществе.
Проблема
Проблема, которую решает дополнительная общеобразовательная
программа социально-коммуникативной направленности «Азбука общения»,
связана с недостаточным уровнем развития у детей ключевых социальных и
коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации в
современном обществе. В частности:
Недостаток сформированных коммуникативных компетенций у детей
Современные дети часто испытывают сложности в выражении своих
мыслей и эмоций, установлении контактов и поддержании общения со
сверстниками и взрослыми. Это может приводить к социальной изоляции,
снижению самооценки и проблемам в учебной деятельности.
Неумение эффективно разрешать конфликты и работать в коллективе
Отсутствие
навыков
конструктивного
взаимодействия
и
сотрудничества затрудняет интеграцию ребёнка в социальные группы и
негативно влияет на формирование личностных качеств.
Проблемы эмоциональной регуляции и понимания социальных норм
Дети часто не умеют распознавать и контролировать свои эмоции, что
затрудняет коммуникацию и ведёт к конфликтным ситуациям.
Отсутствие системного и адаптированного подхода в дополнительном
образовании
Многие существующие программы не учитывают возрастные и
индивидуальные особенности детей, что снижает эффективность
формирования социально-коммуникативных навыков.
Авторы программы «Азбука общения», среди которых — педагог и
психолог Елена Викторовна Козлова и коллектив специалистов, поставили
целью разработать комплексную, современную и адаптированную методику,
способствующую развитию у детей необходимых для успешной

социализации коммуникативных и социальных компетенций.
Таким образом, программа направлена на преодоление перечисленных
проблем через системное обучение и практическое освоение навыков
общения, эмоциональной грамотности и социального взаимодействия.
Педагогическая целесообразность заключается в ее направленности
на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с
другими людьми и формирование нравственного сознания. Данная программа
направлена на развитие личности дошкольников. Работа с детьми имеет свою
специфику, её организация отличается от непосредственно образовательной
деятельности в детском саду. В уже существующих программах не всегда
учитываются все эти особенности.
Объем и срок освоения программы 1 год
Формы обучения очная
Особенности организации образовательного процесса внедрение
инновационных методов в работе с детьми.
Состав группы 7-15 детей
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-5 лет.
Продолжительность занятий по реализации программы кружковой
работы – 1 учебный час длительностью не более 20 мин., в соответствии с
СП
2.4.1.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.20 г. № 28 (всего в учебный год – 24 часа). Занятия по
программе «Азбука общения» проводятся во вторую половину дня 2 раз в
неделю (8 раз – в месяц).
1.2.
Цели
и
задачи
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы «Азбука общения»
Цель программы: Развитие социально-эмоционального благополучия
ребенка через формирование коммуникативных навыков. Формирование у
детей 3-5 лет социальных контактов и развитие способности к дальнейшим
действиям посредствам обучения их нормам нравственного поведения и
способам произвольной регуляции своего поведения.
Задачи:
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками, педагогами и другими людьми;
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих
лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- развитие творческих способностей и воображения в процессе
игрового общения;

- развитие дружеских взаимоотношений;
- тренировать способность к самоконтролю, сосредоточению на цели
своей деятельности, прогнозированию возможных последствий своих
поступков;
- развивать внимание и воображение, речь детей;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное
состояние;
- формирование у детей умений и навыков практического владения
выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) –
средствами человеческого общения.
1.3. Принципы и подходы к формированию Дополнительной
общеразвивающей программы «Азбука общения»
В основу программы заложены следующие основные принципы:
Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и
психолого-физиологическим особенностям ребенка.
Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является
непреложной ценностью.
Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для
ребенка.
Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать
условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность
достижения успеха.
Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен
быть доступен пониманию ребенка.
Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь
логическую последовательность
Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться
впечатлениями детей от прошедшего занятия.
В программе учитываются следующие подходы:
1.
Деятельностный подход - предполагает, что в основе
развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей
действительностью.
2.
Системный подход это организация образовательного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
ребенка.

3.
Индивидуальный подход выражается в том, что общие
задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с
коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на
каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных
особенностей.
4.
Личностно-ориентированный подход ставит в центр
образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных
особенностей.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 лет
Дошкольник в 3-5 лет - это человек с богатым и разнообразным
эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего,
тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с
появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим
изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных
мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных
целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и
нравственные чувства.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают
воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника
формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его
переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть
реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности
ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от
того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что
может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную
норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет,
предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и
разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более
сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же
усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при
помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы
экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики,
что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для
себя.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его

чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети,
гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их
легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти
совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны
пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий
промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
1.5.
Планируемый
результат
освоения
общеобразовательной программы «Азбука общения»

дополнительной

1. Умение по выражению лица определять самочувствие человека,
его настроение.
2. Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.
3. Умение положительно оценивать свои возможности, способности и
обосновывать собственную самооценку.
4. Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
5. Умение словесно выражать свои желания, чувства.
6. Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции
(радость, грусть, злость, страх, удивление).
7. Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной программе определяется календарным учебном
графиком и соответствует нормам, утвержденным:
СП 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.20 г. № 28.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СП и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» от 28.01.21г. №2.
Календарный учебный график

Содержание
Количество возрастных
групп
Начало учебного
года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года
I полугодие
II полугодие

Продолжительность
недели
Объём недельной
образовательной нагрузки

Младшая группа

Средняя группа

01.09.2025 г.

01.09.2025 г.

20 недель
/18 недель

20 недель
/18 недель

2

31.05.2026 г.
32 недели
\30 недель
12 недель

5 дней

20 мин
40 мин

1

31.05.2026 г.
32 недели
\30 недель
12 недель

5 дней

20 мин
40 ин

2.2. Программное содержание
№ п/п

1

2

Наименование тем, содержание занятия .

I Раздел. Развитие эмоциональной сферы
Тема: Введение «Азбука общения»
Приветствие «Эхо». Знакомство друг с другом, персонаж, проблемная
ситуация. Закрепление правил в игре «Страна вежливости».
Рефлексия занятия. Прощание.
Упражнение «Аплодисменты». (Дети, стоя в кругу и хлопают в ладоши по
команде ведущего – тихо, погромче, громко, потише, тихо).
Тема: «Удивительный мир эмоций и чувств».
Приветствие. Игра «Придумай лицо».
Игра «Разные настроения». Пиктограммы эмоций.
Рефлексия занятия. Ритуал прощания.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема: «Я дарю тебе радость»
Ритуал приветствия. Игра жестов «Как живете?»
Рефлексия прошлого занятия. Сбор фотографии солнечного зайчика.
Рисование своих фотографий. Обсуждение рисунков.
Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». Ритуал прощания.
Тема: «Радость»
Ритуал входа в сказку.
Упражнение «Ласковое имя».
Кукольный театр «Радостная волшебница».
Игра «Снежинки радости».
Рефлексия. Прощание.
Тема: «Путешествие в страну цвета»
Приветствие. Беседа. (какие цвета знают дети?..).
Сказка. Игра «Волшебная палочка»
Упражнение «Цветик – семицветик»
Рисунок «Радуга настроения»
Релаксация. Прощание.
Тема: «Маленький храбрец»
Приветствие. Пиктограммы (найти эмоцию «страх»).
Кукольный театр «Волк в лесу».
Беседа. Нейроупражнение «Выкидываем страх»
Релаксация. Ритуал прощания.
Тема: «Страх»
Ритуал приветствия. Игра «Пчелка в темноте».
Этюд «На лесной полянке».
Обсуждение: «Чего мы боимся?»
Релаксационное упражнение «Тропический остров». Ритуал прощания.
Тема: «Грусть»
Приветствие.
Проблемная ситуация. Персонаж-грустный снеговик.
Упражнение на развитие речевого дыхания. («Дует вьюга»).
Игра «Строим снежную крепость».
Рефлексия. Ритуал прощания.
Тема: «Грустное общение»
Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.
Прослушивание и обсуждение «Истории про Обидку и Грустинку.
Физминутка «Хмурый день».
Релаксация «Спаси птенца, после дождя» Ритуал прощания.
Тема: «Спокойствие»
Приветствие. Игра «Фея тишины». Пиктограмма-эмоций. Беседа. «Поза
покоя». Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабление
мышц;
саморегуляция эмоционального состояния детей. Ритуал прощания.
Тема: «Спокойный ребенок»
Приветствие. Игра «Слушай команду».
Игра под музыку «Расставить посты». Беседа.
Рефлексия прошлого занятия. Игра «Холодно-жарко»
Релаксация «Колыбельная медвежонку». Ритуал прощания.

12

13

14

15

16

17

18

Тема: «Злость»
Ритуал приветствия. Игра: «Поздоровайся гневно».
Пиктограмма «Найди злость».
Игра «Стаканчик для крика».
Психогимнастическое упражнение «Король Боровик».
Упражнение «Больше не сержусь. Коробочка злости».
Прощание.
Тема: «Как преодолеть злость?»
Ритуал приветствия. Игра «Поздоровайся гневно».
Рефлексия прошлого занятия.
История про Танечку и Ванечку.
Игра «Комок в цель».
Упражнение: «Возьми себя в руки».
Релаксация. Ритуал прощания.
Тема: «Удивление»
Ритуал приветствия.
Игра «Насос и мяч».
Демонстрация сюжетной картинки «Удивление», беседа (когда мы удивляемся
и чему, что значит «Удивиться»).
Игра «Метель и снежинки».
Ритуал прощания. Игра «Улыбнись другу»
Тема: «В поисках чувств»
Ритуал приветствия. Появление сказочного персонажа.
Психогимнастика. Рассказ.
Игра «Песочный мир».
Игра «Щекоталки».
Рефлексия занятия. Ритуал прощания.
Тема: «Страна настроения»
Приветствие. Игра.
Беседа. Пиктограммы.
Игра «Раз, два, три. Настроение, замри!».
Игра «Школа актеров».
Упражнение «Цветок радости (рисование)».
Ритуал прощания.
Тема: «Наши эмоции»
Приветствие. Игра «Клубочек».
Беседа о различных эмоциях.
Игра «На птичьем дворе».
Релаксация «Волны». Рефлексия. Упражнение «Подари улыбку».
Ритуал прощания.
Тема: «Волшебное путешествие»
Ритуал приветствия. Сюрпризный момент.
Беседа. Релаксация.
Физминутка. Игра «Выбери свое настроение». Похвала.
Прощание.
Итог: Коллективная работа «Дом эмоций».

19

20

21

22

23

24

25

26

II Раздел. Языки общения с внешним миром
Тема: «Страна сказок»
Ритуал приветствия. Рассказ о путешествии по стране сказок.
Пиктограммы. Игра «Хоровод сказочных героев».
Прощание.
Тема: «Путешествие в страну приключений»
Ритуал приветствия. Игра «Повтори движение».
Упражнение «Переходы».
Сценка «Про Ежика и Медвежонка».
Упражнение «Связывающая нить»
Просмотр фрагмента из мультфильма «Котенок по имени Гав. Середина
сосиски». Упражнение «Переходы».
Прощание.
Тема: «Новичок»
Приветствие. Игра «Молчок».
Этюд «Три характера».
Рисование на тему сценки «Три характера».
Игра «Комплименты».
Ритуал прощания.
Тема: «Сказочная шкатулка»
Приветствие. Игра «Сказочная шкатулка».
Игра «Волшебное колечко».
Обсуждение (какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое
зеркало ты чаще смотришься?).
Упражнение «Танец». Ритуал прощания.
Тема: «Доброта»
Ритуал приветствия.
Этюд злодей.
Обсуждение.
Игра «Проигрывание ситуаций».
Ритуал прощания «Чаша доброты».
Тема: «Взаимоотношения»
Ритуал приветствия.
Беседа. Игра «Передай по кругу».
Телесная техника-игра «Угадай фигуру».
Упражнение «Передай другу».
Рефлексия. Ритуал прощания.
Тема: «Солнце в ладошке»
Ритуал приветствия. Упражнение «Неоконченные предложения».
Игра «Баба- Яга». Игра «Комплименты».
Упражнение «В лучах солнышка».
Упражнение «Солнце в ладошке».
Прощание.
Тема: «Вместе весело шагать»
Ритуал приветствия. Игра «Зевака».
Игра «Дотронься».
Игра «Кто к нам в гости пришел?» Упражнение «Изобрази животное».
Релаксация. Ритуал прощания.

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Тема: «Страна добра»
Приветствие. Проблемная ситуация.
Путешествие в «Страну добра».
Просмотр мультфильма о доброте.
Психогимнастика. Беседа.
Ритуал прощания.
Тема: «Мои умные помощники»
Ритуал приветствия. Беседа.
Показ картин. Игра-имитация «Послушай и угадай».
Психогимнастика «Смена ритмов». Телесная техника.
Ритуал прощания.
Тема: «Этот странный взрослый мир»
Приветствие. Игра-драматизация «Найди свою маму».
Подвижная игра «Курица и цыплята».
Этюд «Маме улыбнемся». Упражнение-релаксация «Птенец».
Прощание.
Тема: «Страна Молчания. Язык жестов и движений»
Приветствие. Упражнение «Передай улыбку».
Игра «Покажи руками».
Игра «Походки». Игра «Расскажи стихи руками».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Прощание.
Тема «Вежливые слова»
Ритуал приветствия. Беседа.
Чтение стихотворения. Путешествие на волшебную поляну.
Игра «Маски».
Физминутка «Наш мишутка».
Проблемная ситуация (появляется персонаж-Мишутка).
Коллективная работа «Цветок волшебных слов».
Тема «В плену у королевы Грубости»
Приветствие. Телеграмма.
Проблемная ситуация. Персонаж-старуха Шапокляк.
Путешествие. Игра «Маски». Показ картинок.
Игра «Заколдованное дерево».
Прощание.
Тема: «День рождения Мальвины»
Ритуал приветствия. Приглашение Мальвины на день рождения. Беседа.
Музыкальное сопровождение «Идем в гости».
Дидактическая игра «Накрываем на стол». Показ картинок. Прощание.
Тема: «Секреты общения»
Приветствие. Игра «Рукопожатие».
Игра «Аплодисменты».
Игра «Клубок». Игра «Слово-жест». Беседа.
Прощание.
III Раздел. Умение владеть собой
Тема: «Встреча с другом»
Приветствие. Этюд «Встреча с другом».
Нейроупражнение «Воздушные прыжки».
Рисунок и обсуждение «Мои друзья».
Ритуал прощания.

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

Тема: «Каждый привлекателен по-своему»
Ритуал приветствия. Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Беседа о том, какие мы люди разные. «Мы похожи — мы отличаемся».
Творческая деятельность «Ладошка».
Игра «Назови ласково». Прощание.
Тема: «Дружба»
Приветствие. Сегодня мы поговорим о дружбе.
Чтение и обсуждение рассказа «Друзья».
Игра «Ладушки». Игра «Ладушки». Рисунок «Мой друг».
Прощание.
Тема: «Волшебные средства понимания»
Ритуал приветствия. Игра «Оживлялки».
Беседа с детьми «Волшебные средства понимания».
Игра «Кто тебя позвал?» Игра «Повтори позу».
Прощание. Игра «Доброе животное».
Тема: «Волшебная линия»
Ритуал приветствия. Игра «Тропинка».
Рисование «Волшебная линия». Беседа по рисункам.
Игра-релаксация «Волшебный сон». Прощание.
Тема: «Я хороший. Я плохой»
Приветствие. Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!»
Игра «Я умею…» Игра «Наоборот». Этюд-релаксация «Цветочная поляна».
Рисование своего цветка.
Ритуал прощания.
Тема: «Помирились»
Ритуал приветствия. Этюд «Помирились».
Мирная считалка. Беседа «Кого мы называем вежливым».
Разыгрывание ситуаций. Детям предлагается проиграть следующие ситуации.
Игра «Хорошее слово». Прощание.
Тема: «Правила дружбы»
Приветствие. Игра «Найди друга».
Игра «Секрет». Игра «Цветик-семицветик».
Релаксация. Нейроупражнение «Необычный маршрут».
Ритуал прощания.
Тема: «Любимые сказки»
Ритуал приветствия. Беседа.
Просмотр мультфильма. Игра «Назови героя».
Кукольный театр. Релаксация. Прощание.
Тема: «Веселая команда»
Приветствие. Гость-медведь Ники. Игра «Флажки».
Игра «Воздушный шарик». Нейроупражнение «Необычный маршрут». Беседа.
Ритуал прощания.
Тема: «Я учусь владеть собой»
Ритуал приветствия. Упражнение «Приветствие». Беседа. Игра «Как
поступить?» Психогимнастика «Драка». Упражнение «Избавление от гнева».
Упражнение «Выкинь». Релаксация «Путешествие на облаке»
Этюд на снятие напряжения. Ритуал прощания.
Тема «Вежливые слова»
Ритуал приветствия. Беседа.
Чтение стихотворения. Путешествие на волшебную поляну.
Игра «Маски».
Физминутка «Наш мишутка».

47

48

49
50

Проблемная ситуация (появляется персонаж-Мишутка).
Коллективная работа «Цветок волшебных слов».
Тема: «Моя семья»
Приветствие. Просмотр мультфильма «Моя семья». Беседа.
Пальчиковая игра. Игра «Скажи ласково».
Дидактическая игра «Обязанности мои и членов семьи». Рефлексия.
Ритуал прощания.
Тема: «Я знаю, я умею, я могу»
Ритуал приветствия. Упражнение «Пальчики здороваются».
Путешествие в лес. Герой Лесовичек. Сказка «Длинноушко-непослушко».
Ритуал прощания.
Тема: «Давай дружить»
Приветствие. Гость занятия «Зайчик Тося». Игра «Подружись». Игра
«Карусели». Игра «Кулачки». Рефлексия. Ритуал прощания.
Тема: «Вместе веселее»
Приветствие. Игра «Бумажные развалы».
Игра «Клубок». Этюд «Зеркало». Релаксация «На берегу моря». Прощание.
Итог: Совместное оформление коллажа «На берегу моря».

2.3. Форма образовательной деятельности
Обучение проходит на занятиях в игровой деятельности. Форма
образовательной деятельности: занятие.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная
деятельность, разминка, пальчиковые игры, нейропсихологические игры,
беседы, работа по развитию мелкой моторики, выполнение заданий по
пиктограммам, психогимнастика, телесные техники, релаксирующие
упражнения, элементы йоги.
Программа рассчитана на 9 месяцев.
Программа предполагает 2 занятия в неделю. Продолжительность
занятия: 15-20 минут.
Общее количество человек в группе: 7-15 человек.
Методы и приемы работы на занятиях
Приемы
Методы
Наглядный

Практический
Словесный
Проблемного
обучения
Игровой

Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий,
демонстрация картин, иллюстраций, использование ТСО, кукольный
театр, просмотр мультфильмов.
Выполнение задания, оперативное стимулирование, регулирование,
анализ результатов, игра, упражнения, элементы йоги.
Объяснение, рассказ педагога и детей.
Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из
ситуации, постановка проблемных задач.
Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов,
дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, нейроигры.

Средства обучения – тематический демонстрационный и раздаточный
материал в соответствии с используемыми в работе играми, музыкальное
сопровождение.
Структура занятия
1.
Ритуал приветствия.
2.
Игры-приветствия/игры-знакомства.
3.
Игры на привлечение внимания/сосредоточения.
4.
Коммуникативные игры и техники.
5.
Игры на эмоциональное развитие/игры на развитие эмпатии.
6.
Решение проблемной ситуации (для среднего возраста).
7.
Релаксация/телесные техники.
8.
Ритуал прощания.
2.4. Формы контроля

Время
Цель проведения
проведения
Начальный или входной контроль
В начале
Определение уровняразвития детей, их
учебного года
способностей
Текущий контроль
В течение всего
Определение степени усвоения
учебного года
обучающимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности обучающихся в
обучении. Выявлениеотстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании
Определение степени усвоения
изучения темы
обучающимися учебного материала.
В конце месяца,
Определение результатов обучения.
или раздела.
Полугодия.
В конце учебного года или курса
В конце учебного Определение изменения уровня
года или курса
развития детей, их творческих
обучения
способностей.
Определение результатов обучения.
Ориентирование обучающихся на
дальнейшее обучение.
Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения.

Форма контроля
Беседа, опрос,тестирование,
анкетирование
Педагогическое наблюдение,
опрос, контрольное занятие.
Самостоятельная работа.

Выставка, конкурс, концерт,
фестиваль, праздник, соревнование,
творческая работа, опрос,
контрольное занятие, презентация
работ, тестирование, проекты.
Выставка, конкурс, концерт,
фестиваль, праздник, соревнование,
творческая работа, опрос,
фестиваль, открытое занятие,
контрольное занятие, презентация
творческих работ, демонстрация
моделей, тестирование, проекты.

2.5. Оценочные материалы
Диагностические инструменты
Тесты и опросники для определения исходного уровня развития
коммуникативных навыков, эмоциональной регуляции и социального
поведения у детей.
Наборы заданий для оценки прогресса в освоении социальных норм и
умений взаимодействия в коллективе.
Методики наблюдения и самооценки, позволяющие выявить
индивидуальные особенности и динамику развития ребёнка в процессе
обучения.
Критерии и показатели оценки
Чётко сформулированные критерии, позволяющие оценивать качество
усвоения программного материала и уровень сформированности социальнокоммуникативных компетенций.
Показатели, ориентированные на разные возрастные группы и уровни
подготовки детей.
Отчётные формы и рекомендации
Формы для систематизации результатов диагностики и мониторинга.
Рекомендации по коррекции образовательного процесса на основе
полученных данных.
Методические материалы
Методические пособия для педагогов
Подробные инструкции по организации занятий и использованию
игровых и практических методов обучения.
Примеры сценариев занятий, ролевых игр, упражнений для развития
коммуникативных и социальных навыков.
Рекомендации по адаптации материала под разные возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Рабочие тетради и материалы для детей
Задания и упражнения, направленные на развитие речевых,
эмоциональных и социальных компетенций.
Иллюстрированные пособия, способствующие лучшему восприятию и
закреплению материала.
Методики сопровождения и поддержки
Советы по взаимодействию с родителями и другими специалистами
для комплексной поддержки ребёнка.
Рекомендации по созданию благоприятной образовательной среды.

2.6. Взаимодействие с родителями
Эффективность данной программы в большей степени зависит от
положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать
это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с
родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от
ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами не
всегда ему следуют, (например, сложно объяснить детям, что надо
пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). Между
педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание,
так как разные требования, предъявляемые детям вдошкольном учреждении
и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность
проблемы социально-коммуникативного развития детей, повысить
образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг
правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды
подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами
подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям
дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники
учатся, прежде всего у взрослых. Индивидуальные и групповые
консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие
книги читать детям, чем заниматься с ребенком дома, какие настольные игры
купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся
формирования у детей социально-коммуникативных навыков.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
✓
организация собраний (общих и групповых) с целью
информирования родителей о совместной работе и стимулирования их
активного участия в ней;
✓
ознакомление родителей с работой детского сада по
предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные
экспозиции, тематические видеофильмы);
✓
организация различных мероприятий с участием родителей (в
том числе с использованием их профессионального опыта медицинского
работника, милиционера, пожарника и т.д.);
✓
ознакомление родителей с результатами обучения детей
(открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках
родителей»)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия
Программа
предполагает
создание
следующих
психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков;
ориентированность на показатели детской успешности,
стимулирование самооценки;
формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
создание развивающей среды, способствующей формированию
основ безопасности, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно - эстетическому развитию ребенка и сохранению
его индивидуальности;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт)
деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и
образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;
совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
участие семьи как необходимое условие для формирования основ
безопасной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
профессиональное развитие педагога, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения
правилами безопасного поведения в социуме в современных условиях.
3.2. Объем образовательной нагрузки
Программа реализуется два раза в неделю, по 20 минут, с учетом
условий реализации ОП ДО, потребностей участников образовательных
отношений, особенностей реализуемых парциальных программ и других
особенностей образовательной деятельности, а также санитарно эпидемиологических требований. Содержательная часть программы
реализуется в совместной деятельности.

3.3. Перспективы работы по совершенствованию и развитию
содержания программы и обеспечивающих ее реализацию нормативноправовых,
финансовых,
научно-методических,
кадровых,
информационных и материально-технических ресурсов
Совершенствование и развитие программы и сопутствующих
нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных
и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять при
поддержке педагогов дошкольной организации. Организационные условия
для участия в совершенствовании и развитии программы будут включать:
предоставление доступа к открытому тексту программы в электронном и
бумажном виде.
В целях совершенствования нормативных и научно-методических
ресурсов Программы запланирована следующая работа.
1.
Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:
–
непосредственно программы;
–
нормативных материалов по обеспечению условий реализации
программы;
–
научно-методических
материалов
по
организации
образовательного процесса в соответствии с Программой;
2.
Апробирование разработанных материалов в ДОУ.
3.
Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических
и практических материалов с участниками совершенствования Программы, в
т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов
обсуждения и апробирования.
4.
Внесение корректив в программу, разработка рекомендаций по
особенностям ее реализации и т. д.
5.
Совершенствование материально-технических условий, в т. ч.
необходимых для создания развивающей предметно-пространственной
среды, планируется осуществлять в процессе реализации программы.
3.3. 1. Кадровые условия реализации Программы
Реализацию программы «Азбука общения» осуществляет педагог ВКК
О.Г. Михайлюк.
3.3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Для построения грамотной работы по формированию социальнокоммуникативных навыков у детей, созданы необходимые материальнотехнические условия в специально отведенной для этого группе.

3.4. Ресурсное обеспечение программы

магнитная доска с набором магнитов;

ноутбук;

интерактивная доска;

мультимедийный проектор;

мультимедийные
(цифровые)
образовательные
ресурсы,
соответствующие тематике классного часа.

интернет-ресурсы.

видеозаписи,
тексты
художественных
произведений,
иллюстрации, литературные произведения, мультфильмы.

магнитофон;

CD-диски с записями музыки, фрагментов мультфильмов, сказок;

методические материалы для игр и упражнений (рисунки,
фотографии, схемы);

куклы-манекены для ролевых игр;

реквизит для игр и этюдов;

ароматизаторы;

бумага разных форматов;

краски;

карандаши;

фломастеры;

восковые и пастельные мелки;

пластилин;

небольшие сувениры;

колокольчики;

звоночки;

пиктограммы и другое.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ (далее
–
РППС) соответствует
требованиям Стандарта
и
СанПин
и
обеспечивает реализацию программы. Предметно-пространственная среда
МАДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов детской
активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного,
музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и
пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны
и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции

недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда
создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с
учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая
формирование его индивидуальной траектории развития. Развивающая
предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная
специально
организованным
пространством,
обеспечивающим формирование социально-коммуникативных навыков.
3.6. Перечень литературных источников обеспечения программы
1.
Азбука общения. Л.М. Шиницина. Санкт-Петербург, 1998.
2.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.
3.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические
упражнения и коррекционные программы, М. 2003.
4.
Программа «Развитие эмоциональной сферы» И. Венсновец.
Школьный психолог. 2005, № 17.
5.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
6.
Программа
социально-психологической
коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. И. Якунина.
Школьный психолог. 2005.
7.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
8.
Урунтаева Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям. М.,
1996.
9.
Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. ж.
«Школьные технологии» № 1, 1997.
10. Как победить детские страхи. В.П. Галутвинова. М., 2008.
11. Общаться с ребенком как? Ю. Гиппекрейтер. М., 2006.
12. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие упражнения для
детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004.
13. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия,
игры, упражнения. 2-е изд., дополн. И перераб. – СПб.: Речь, 2002.
14. Кряжева Н.А. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. Ярославль:
Академия развития 2000.
15. Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет. – М: АРКТИ, 2002.
16. С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник Давайте жить дружно!
Издательство ЦСПА «Генезис», 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».