Пояснительная записка
Учебный план на 2025-2026 учебный год является локальным
нормативным документом, регламентирующим требования к организации
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности
в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Нижнетуртнского муниципального округа округа детский сад «Чайка»
комбинированного вида.
Учебный план разработан в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
- Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1014;
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях». Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 27.10.2020г. № 32;
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» от 29.01.2021г № 62296;
- Уставом МАДОУ детский сад «Чайка»;
- Основной образовательной программы МАДОУ детский сад «Чайка»;
- Программой развития МАДОУ детский сад «Чайка» на 2022-2027г.г.;
- Локальных актов МАДОУ детский сад «Чайка».
Учебный план МАДОУ детский сад «Чайка»:
сформирован согласно потребностям детей и их родителей, с
учетом имеющегося в ОУ материально-технического, кадрового и
программно-методического обеспечения;
обеспечивает доступность качественных образовательных услуг
для детей дошкольного возраста;
обеспечивает равные возможности для полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства;
обеспечивает охрану жизни и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
обеспечивает
познавательное,
речевое,
социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей.
При формировании Учебного плана на 2025-2026 учебный год
соблюдены требованиянормативно-правовых документов МО РФ в части:
реализации Федерального государственного образовательного
стандарта ДО;
наименования образовательных областей, непосредственной
образовательнойдеятельности;
оформления.
Основные
направления
содержания
образования
(далее
–
образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание учебного плана включает в себя следующие сведения:
﹣ длительность организованной образовательной деятельности;
﹣ максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня;
﹣ особенности организации организованной образовательной деятельности;
﹣ информацию о реализуемых примерных программах;
﹣ план организованной - образовательной деятельности в группах раннего
возраста;
﹣ план организованной - образовательной деятельности в дошкольных
группах.
Длительность непрерывной организованной
образовательной деятельности не превышает:
Организация образовательного процесса, режима дня, в соответствии с
СанПиН 1.2.3685-21:
- начало занятий для детей дошкольного возраста не ранее 8:00,
окончание - не позднее 17:00;
- продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не
более:
- от 1,5 до 3 лет – до 10 минут
- от 3 до 4 лет – до 15 минут
- от 4 до 5 лет – до 20 минут
- от 5 до 6 лет – до 25 минут
- от 6 до 7 лет – до 30 минут;
- продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки
для детей дошкольного возраста, не более
- от 1,5 до 3 лет - 20 минут (1 час. 40 мин. в неделю)
- от 3 до 4 лет - 30 минут (2 час. 30 мин. в неделю)
- от 4 до 5 лет - 40 минут (3 час. 20 мин. в неделю)
- от 5 до 6 лет - 50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после
дневного сна (6 час. 15 мин. в неделю)
- от 6 до 7 лет - 90 минут (7 час. 30 мин. в неделю).
Перерывы между периодами непосредственно образовательной
деятельности составляет не менее 10 минут.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводились в первую половину дня и дни
наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики
утомления детей, указанная непосредственно образовательная деятельность
сочеталась с занятиями по физической культуре и музыкальными занятиями.
Формы организации занятий:
с 1 до 2 лет и с 2 до 3 лет – подгрупповые, с 3 до 7 лет - фронтальные.
Организация жизнедеятельности в ДОУ предусматривает, как
организованные педагогами совместно с детьми (занятия, развлечения,
кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность
детей.
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.
Деятельность учителя-логопеда ДОУ строится на основании
Положения о логопедическом пункте. Коррекционная работа проводится с
детьми 5-7 лет. Время, отведенное на индивидуальные занятия с ребенком от
15 – 20 минут; подгрупповую – 25-30 минут.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
является дополнением к обязательной части образовательной программы
дошкольного образования составляет не более 40% от общей учебной
нагрузки. Обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное
направление деятельности ДОУ и расширение области образовательных
услуг для воспитанников.
Занятия части, формируемой участниками образовательных отношений
- региональный компонент в ДОУ
реализуется через парциальную
программу с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий «СамоЦвет» О.В. Толстиковой, О.А. Трофимовой.
Система дополнительного образования реализуется через следующие
парциальные программы:
- программа экологического воспитания в детском саду «Юный
эколог» С.Н. Николаевой;
- программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.
Стеркина, Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева;
- программа «Речевое развитие детей 3-7 лет» О.С. Ушакова;
- программа «Я человек» С.А. Козлова;
и проводятся не за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их
количество и длительность соответствовали СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Занятия части, формируемой участниками образовательных отношений
составляет:
для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю
продолжительностью не более 15 минут;
для детей 5-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю
продолжительностью не более 20 минут;
для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю
продолжительностью не более 25 минут;
для детей 7-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю
продолжительностью не более 30 минут;
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной
среды включали оптимальные условия для полноценного физического,
эстетического, познавательного и психосоциального развития детей. К ним
относятся физкультурный и музыкальный залы, кабинет учителя-логопеда.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей,
составляется в соответствии с требованиями государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов, реализуемой ОП ДО в группах
общеразвивающей направленности.
Оздоровительная работа в ДОУ осуществляется на основе данных
состояния здоровья, уровня психофизического развития детей.
Организация образовательного процесса в МАДОУ детский сад
«Чайка» осуществляется в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования, разработанной с учетом
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее
- ФГОС ДО) и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 №
71847).
Программа направлена на создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие образовательные области,
представляющие о п р е д е л е н н ы е
направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных
видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте: (ФГОС п. 2.7.)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто
и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
- двигательная активность;
для детей дошкольного возраста:
- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игры;
- коммуникативная деятельность (общение
и
взаимодействие с
о
взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная деятельность (овладение основными движениями).
Занятия организуются в каждой возрастной группе, в соответствии с
вышеуказанными видами детской деятельности.
Основная форма организации образовательной деятельности –
совместная деятельность, которая предполагает партнерское взаимодействие
воспитателя с детьми в условиях организации различных видов детской
деятельности.
План составлен с соблюдением минимального количества видов
непосредственно образовательной деятельности. Количество видов ОД на
освоение дополнительных общеразвивающих программ входит в объем
максимально допустимой образовательной нагрузки.
План составлен на учебный год – с 01.09.2025 г. по 29.05.2026 г.
В группах раннего возраста в содержание непосредственно
образовательной деятельности не включены такие виды деятельности как,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.). Задачи Программы, направленные на освоение данных
видов деятельности решаются в режимные моменты: подготовка к приему
пищи, прогулке, ко сну, во время прогулки, во время выполнения
гигиенических процедур, в общении, игре и др.
Для восприятия художественной литературы и фольклора, игровой
деятельности в режиме дня ежедневно отведено время.
Содержание деятельности, направленное на решение задач Программы
по формированию навыков самообслуживания и элементарного бытового
труда (в помещении и на улице) планируется педагогами во все видах
деятельности, при организации режимных моментов.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
представлена временем, отведенным на отражение специфики национальнокультурных, демографических, климатических условий в непосредственно
образовательной деятельности.
В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности
можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного
возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательноисследовательская,
музыкально-художественная,
восприятие
художественной литературы, и продуктивная.
В обязательном порядке в план вошли:
•
познавательная деятельность
•
речевая деятельность
•
изобразительная деятельность
•
коммуникативная деятельность
•
двигательная деятельность
•
музыкальная деятельность
В соответствии с комментариями к ФГОС ДО (к разделу II п. 2.7):
содержание ОП ДО не должно быть заранее расписано по конкретным
образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе,
а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами,
особенностями развития. Педагоги, работающие по программам,
ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по
ходу
образовательной деятельности, решая задачи развития детей в
зависимости от сложившейсяобразовательной ситуации.
Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста
основана на организации таких видов деятельности как:
предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры сосверстниками
под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки;
восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок;
двигательная активность.
Непрерывная
образовательная
деятельность
для
детей
дошкольного возраста основана на организации таких видов
деятельности как:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста. На занятии она выступает в качестве основы для
интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех
образовательных
задач.
Игровая
деятельность
представлена
в
образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и
развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные
ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач,
связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание
толерантности, подготовки к обучению грамоте.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как
процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной
литературы, направленный на развитие читательских интересов детей,
способности восприятия литературного текста и общения по поводу
прочитанного.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных
занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально
оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий
физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя
широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного
и социального мира, безопасного поведения, освоение средств и способов
познания
(моделирования,
экспериментирования),
сенсорное
и
математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами
художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и
конструирования.
Деятельность в центрах активности
Воспитатель представляет центры активности, подготовленные и
насыщенные материалами для организации совместно партнерской
деятельности детей. Дети осуществляют выбор содержания, вид
деятельности в центрах активности.
Дополнительное образование для детей дошкольного возраста не
проводится за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Учебный план
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Нижнетуринского муниципального округа
детский сад «Чайка» комбинированного вида
на 2025 – 2026 учебный год
№
Виды деятельности:
1
Экспериментирование с материалами и
веществами
Общение/восприятия смысла сказок/речевые
игры
Двигательная активность
Восприятие смысла музыки
Предметная деятельность
Итого:
2
3
4
5
Количество
раз/минут, в
неделю
2/20
2/20
3/30
2/20
1/10
10/100
В рамках вариативной части/ формируемой части образовательной
программы с детьми от 2 до 3 лет проводиться Кружок «Разноцветные
ладошки» изобразительная деятельность (нетрадиционные методы
рисования), Мириленко С.Н. и занятия по развитию речи детей от 1 до 3 лет
по средствам игровой технологии (еженедельно по 10 минут)
План организованной образовательной деятельности с детьми
Количество
часов
в
неделю
(минуты/количество периодов)
с 3-4 лет
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Обязательная часть образовательной программы
Речевая деятельность
1/15
1/20
1/20
1/30
(восприятие художественнойлитературы
и фольклора)
Речевая деятельность
1/25
1/30
(развитие звуковой культуры,
предпосылки обучению грамоте)
Познавательная деятельность
1/10
1/15
1/25
1/25
(ознакомление с миром природы и
социальным миром)
Изобразительная деятельность
1/15
1/20
1/25
1/30
(конструирование)
Изобразительная деятельность
1/15
1/20
2/25
2/30
(рисование)
Изобразительная деятельность
1/15
1/20
1/25
1/30
(лепка, аппликация – чередуются)
Виды детской деятельности
1/15
1/20
1/25
2/30
Музыкальная деятельность
2/15
2/20
2/25
2/30
Двигательная деятельность
3/15
3/20
3/25
3/30
Коррекционная деятельность
учителя-логопеда
-
-
-
-
Познавательная деятельность
(формирование элементарных
математических представлений)
Итого в обязательной части
13
13
14
(135 мин)
(185 мин)
(335 мин)
Часть, формируемая участниками отношений (кружки/технологии)
14
(400 мин)
Кружки
10
15
20
25
Итого
в вариативной части
1/10
10 мин
1/15
15 мин
2/20
40 мин
2/25
50 мин