1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для муниципального автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
Нижнетуринского
муниципального округа детский сад «Чайка» комбинированного вида (далее
ДОУ) в целях реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство
РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ согласно ч.1 ст.15.
1.2. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения
при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой
информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным
нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с
детскими колясками и т.п.).
1.3. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то
есть любое различие, исключение или ограничение по причине
инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или
отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной,
гражданской или любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования и воспитания и социальной адаптации в
условиях ДОУ.
1.4. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками
ДОУ.
1.5. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят
инструктаж и обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности
для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг ДОУ, в том числе с участием
персонала (с оказанием помощи на объектах в преодолении барьеров и
сопровождении инвалида или лица с ОВЗ).
1.6. Инструктаж и обучение сотрудников проводится ответственным лицом
из числа членов комиссии по проведению обследования и паспортизации
объектов и предоставляемых на них услуг ДОУ.
1.7. Допуск к работе вновь принятых работников ДОУ осуществляется после
прохождения инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов и
услуг ДОУ.
2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья
1
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и
объектам, на которых они предоставляются, сотрудникам необходимо
соблюдать следующие общие правила этикета при общении с указанными
категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует
при разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется
пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать
себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы
следует пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и называть
себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь,
рекомендуется подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется
от помощи, а в случае положительного ответа спросить, что и как делать
для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по
имени, взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим
трудности в общении, необходимо внимательно слушать его, быть
терпеливым и ждать, когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на
одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные
движения в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные
движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо
привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с
указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить
максимально четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или
лицу с ОВЗ, где находится санузел для данной категории лиц, что поможет
ему быстрее адаптироваться на объекте ДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении. Сотрудники
обязаны встретить, вежливо объяснить где находиться нужный объект
инвалиду, убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться.
Запрещается прикасаться к инвалидной
коляске и менять ее
2
местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии
тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным
ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ,
пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны
помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и
неожиданные резкие повороты и толчки могут привести к потере
равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи. Сотрудники должны говорить с
данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на
возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда,
когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре
рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный
контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких
ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и
осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя
пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется
большее количество времени для формирования высказывания. Следует быть
готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше
времени.
При возникновении проблем в устном общении необходимо
предложить использовать другой способ общения: взрослому, посетившему
ДОУ –написать, напечатать; ребёнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения. В разговоре с
данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных
выражений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник с
ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии
имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо
помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц
следует помнить, что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью
слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут
различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем
периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у
собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. При
встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих
лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения,
куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае
положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять
лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая
3
лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте
ДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением
зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту ДОУ, при
этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута,
сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь.
Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о
наличии на объекте ДОУ информационных табличек, изготовленных с
использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с нарушением зрения на
объекте ДОУ необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать
расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о
препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п. Если сотрудник
предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку
данного лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости
зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо информации сначала
следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все,
воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа – от
заголовка до конца, не пропускать
редко
употребляемые
или
международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с
нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в
руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в
обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность
не
освобождает
лицо
с
нарушением зрения от ответственности,
обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха. При общении с данной группой лиц
следует помнить, что существует несколько типов и степеней глухоты,
что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха.
Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника
или сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога
с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не
затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или какими- то
предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить
за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с
нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно
слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить
следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно
произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа
лиц испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В
диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при
необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых
синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник
сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин,
рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или
донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При
4
работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов,
выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если
общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что
обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
5
6