СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цель и задачи программы 9 1.3 Содержание программы 10 1.4 Планируемые результаты 15 2. Комплекс организационно-педагогических условий 16 2.1 Календарный учебный график 16 2.2 Условия реализации программы 17 2.3 Формы контроля 17 2.4 Оценочные и методические материалы 18 3. Список использованной литературы 2 20 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы 1.1. Пояснительная записка Программа «Я готов к школе!» направлена на создание условий для успешной адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Программа «Я готов к школе!» ориентирована на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста. Программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1729-р; «Концепция развития дополнительного образования детей»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ПП РФ 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных 3 образовательных услуг»; СП 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.20 г. № 28; Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СП и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.21г. №2. К старшему дошкольному возрасту ребенком накоплен необходимый опыт, который способствует раскрытию возрастного потенциала, успешной подготовке его к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Для прогнозирования успешности обучения ребенка в школе, необходимо учитывать его способность к анализу и синтезу материалов, представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важно также его умение проводить осведомленность. аналогии, Следует классификации учитывать уровень и обобщения, развития общая внимания, зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки. В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое 4 поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков. Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе. Программа психологической подготовки детей к школе «Я готов к школе!» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития. Актуальность программы заключается в её направленности на психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Содержание программы определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Адресат программы Известно, что старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. Постановка и 5 разработка проблемы критических возрастов в советской психологии впервые были осуществлены Л. С. Выготским, разработавшим периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Особенности организации образовательного процесса Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. По форме организации все игры и упражнения можно разделить на: 6 групповые («Слова на букву»); индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях») Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия. Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек». Руководство группой осуществляет педагог-психолог. 7 Помещение: групповая комната. Структура построения занятия. • Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок. • Групповая работа: – развитие мелкой моторики; – развитие мышления; – развитие речи; – развитие памяти; – развитие внимания • Физкультминутки (снятие эмоционального напряжения, релаксация). • Индивидуальная работа в тетрадях. • Графический диктант. • Ритуал прощания. Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов. В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга. Объем и срок освоения программы Объем программы – 32 часа в год. Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 30 минут. Формы обучения – очная. Состав группы – постоянный. 8 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Задачи: Образовательные: - формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы; - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; - создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка. Развивающие: - развивать познавательные процессы память, внимание, мышление, восприятие и воображение; - развивать разные виды мышления – наглядно-образного, словеснологического; - развивать эмоционально-личностную сферу – расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса. Воспитательные: - воспитывать навыки планирования и саморегуляции, навыки группового взаимодействия; - воспитывать у детей положительное отношение к обучению в школе. 9 1.3. Содержание программы № п/п 1 2 3 4 5 Тема занятия Занятие 1. Игра – разминка «Фрукты» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Сесть-встать» «Волшебные квадратики» Упр. «Запоминай порядок» Рефлексия Занятие 2. Игра – разминка «Фрукты» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Сесть-встать» «Волшебные квадратики» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 3. Игра – разминка «Овощи» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Сесть-встать» «Волшебные квадратики» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 4. Игра – разминка «Овощи» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» «Волшебные квадратики» Игра «Путаница» Рефлексия Занятие 5. Игра – разминка «Дикие животные» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» 10 Форма контроля Наблюдение, диагностика Сроки проведения 1 неделя ноября Кол-во часов 1 Наблюдение 2 неделя ноября 1 Наблюдение 3 неделя ноября 1 Наблюдение 4 неделя ноября 1 Наблюдение 5 неделя ноября 1 6 7 8 9 10 «Волшебные квадратики» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 6. Игра – разминка «Дикие животные» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» «Волшебные квадратики» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 7. Игра – разминка «Домашние животные» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Упр. «Выложи по образцу» Игра «Совушка-сова» Рефлексия Занятие 8. Игра – разминка «Домашние животные» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Упр. «Выложи по образцу» Игра «Совушка-сова» Рефлексия Занятие 9. Игра-разминка «Птицы» Игра «Летает-не летает» Упр. «Найди предмет по заданным признакам» Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Упр. «Найди недостающий предмет» Рефлексия Занятие 10. Игра-разминка Упр. «Слова на букву» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика 11 Наблюдение 1 неделя декабря 1 Наблюдение 2 неделя декабря 1 Наблюдение 3 неделя декабря 1 Наблюдение 4 неделя декабря 1 Наблюдение 2 неделя января 1 11 12 13 14 15 Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 11. Игра-разминка «Цветы» Корректурная проба Игра «Какое что бывает» Пальчиковая гимнастика Игра «Бывает -не бывает» Работа в тетрадях Упр. «Геометрические фигуры» Рефлексия Занятие 12. Игра-разминка «Цветы» Корректурная проба Упр. «Третий лишний» Пальчиковая гимнастика Игра «Сесть-встать» Работа в тетрадях Упр. «Геометрические фигуры» Рефлексия Занятие 13. Игра-разминка «Транспорт» Загадка Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» Упр. «Выложи по образцу» Упр. «Геометрические фигуры» Рефлексия Занятие 14. Игра-разминка «Транспорт» Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам» Корректурная проба Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях Игра «Нос-пол-потолок» Упр. «Выложи по образцу» Упр. «Геометрические фигуры» Рефлексия Занятие 15. «10 слов» Упр. «Слова на букву» Игра «Съедобное –не 12 Наблюдение 3 неделя января 1 Наблюдение 4 неделя января 1 Наблюдение 5 неделя января 1 Наблюдение 1 неделя февраля 1 Наблюдение 2 неделя февраля 1 16 17 18 19 съедобное» Корректурная проба Физ. минутка Работа в тетрадях Упр. «Найди девятое» Упр. «Выложи по образцу» Рефлексия Занятие 16. «10 слов» Упр. «Слова на букву» Игра «Съедобное –не съедобное» Корректурная проба Физ. минутка Работа в тетрадях Упр. «Найди девятое» Упр. «Таблицы внимания» Рефлексия Занятие 17. «10 слов» Упр. «Слова на букву» Игра «Летает -не летает» Корректурная проба Игра «Слушай внимательно» Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Упр. «Найди все цифры» Рефлексия Занятие 18. «10 слов» Упр. «Слова на букву» Игра «Летает -не летает» Корректурная проба Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Игра «Путаница» Рефлексия Занятие 19. «10 картинок» Игра «Для чего это нужно» Корректурная проба Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» 13 Наблюдение 3 неделя февраля 1 Наблюдение 4 неделя февраля 1 Наблюдение 1 неделя 1 марта Наблюдение 2 неделя 1 марта 20 21 22 23 24 Рефлексия Занятие 20. «10 картинок» Игра «Для чего это нужно» Корректурная проба Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Игра «Отгадай, что это» Рефлексия Занятие 21. Упр. «Запомни точно» Корректурная проба Упр. Для коррекции зрения Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Физ. минутка Игра «Слушай хлопки» Рефлексия Занятие 22. Упр. «Запомни точно» Упр. «Ритм» Корректурная проба Упр. Для коррекции зрения Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Физ. минутка Игра «Отгадай, что это» Рефлексия Занятие 23. Упр. «Запомни точно» Упр. «Ритм» Корректурная проба Физ. минутка «Четыре стихии» Работа в тетрадях Пальчиковая гимнастика Графический диктант Упр. «Продолжи ряд, начатый художником» Игра «Кто знает, пусть дальше считает» Рефлексия Занятие 24. 14 Наблюдение 3 неделя 1 марта Наблюдение 4 неделя 1 марта Наблюдение 1 неделя 1 апреля Наблюдение 2 неделя 1 апреля Наблюдение 3 неделя 1 25 26 Упр. «Запомни точно» Корректурная проба Игра «Кто знает, пусть дальше считает» Графический диктант Физ. минутка «Четыре стихии» Упр. «Найди такую же картинку» Игра «Кричалки-шепталкимолчалки» Рефлексия Занятие 25. Упр. «Запомни точно» Корректурная проба Игра «Кто знает, пусть дальше считает» Графический диктант Физ. минутка «Четыре стихии» Упр. «Найди тень» Игра «Кричалки-шепталкимолчалки» Рефлексия Занятие 26. Игра «Слушай внимательно» Игра «Что изменилось» Сказка о внимательном Иванушке Корректурная проба Физ. минутка «Четыре стихии» Подвижная игра по желанию детей Рефлексия апреля Наблюдение 4 неделя 1 апреля Наблюдение, диагностика 1 неделя мая Итого: 26 недель 1 26 1.4. Планируемые результаты Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья будущих первоклассников на начальном этапе адаптации к школе: - формирование комфортной образовательной среды; - снижение уровня тревожности и психической защиты у будущих первоклассников; - эмоциональное благополучие ребенка; - развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; - выработка стратегий индивидуального 15 (личностно – ориентированного) подхода к воспитанникам; - развитие наблюдательности и коммуникативных способностей; - развитие произвольного внимания; - развитие зрительной, слухоречевой памяти; - развитие тонкой и грубой моторики; - активизация воображения; - развитие способности логически мыслить; - развитие пространственных представлений; - развитие способности адекватно оценивать свою работу. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года I полугодие II полугодие Продолжительность недели Объём недельной образовательной нагрузки Старшая группа 1 01.09.2021г 31.05.2022г 32 недели\30 недель 12 недель 20 недель/18 недель 5 дней 30 мин 60 мин Подготовительная группа 1 01.09.2021г 31.05.2022г 32 недели\30 недель 12 недель 20 недель/18 недель 5 дней 30 мин 60 мин Учебный план Наименование дополнительной платной образовательной услуги «Подготовка к школе» (групповое) Количество занятий/ мин. в неделю 1/ 30 Количество занятий/ мин. в месяц 4/ 120 Количество занятий/ мин. в год 32/ 960 Примечание 32 уч. недели Расписание дополнительных платных услуг № п/п Наименование услуги День недели Время Преподаватель 1 «Подготовка к школе» (I группа) ПН. 16 ч.00 мин. – 16 ч.30 мин. Педагог - психолог А.Э. Хайбулина, 1КК 16 2.2. Условия реализации программы Групповая комната находится на 1 этаже детского сада в левом крыле здания. Пространство кабинета организовано таким образом, что разделено на несколько зон, которые имеют своё назначение и оборудование. Наименование зоны/центра Назначение Оборудование Рабочая зона Хранение работы. материалов Зона развивающих занятий Проведение занятий с детьми для Шкаф для хранения методических материалов, рабочих тетрадей Детский столы, развивающие игры, игрушки. стулья, пособия, Материально-техническое обеспечение Программы Помещения для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество мест 1 Групповая комната 15 Информационно-техническое оборудование для организации образовательной деятельности № п/п Наименование технических средств Количество 1 Ноутбук 1 2 Принтер 1 Учебное оборудование для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Детский стол (регулируемый по высоте) 8 2 Детский стул (регулируемые по высоте) 15 2.3. Формы контроля Время проведения Цель проведения Форма контроля Начальный или входной контроль В начале учебного года В течение всего учебного года Определение уровня развития детей, их Наблюдение, способностей диагностика Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое обучающимися учебного материала. наблюдение, Определение готовности детей к восприятию занятие. нового материала. Самостоятельная работа. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. 17 В конце учебного года или курса обучения В конце учебного года или курса Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение. Наблюдение, диагностика 2.4. Оценочные и методические материалы Эффективность реализации программы подготовки к школьному обучению детей подготовительной группы отслеживается по следующим критериям и показателям: Критерии Психологическая готовность детей школьному обучению Показатели готовности Для детей мотивационная готовность; к ориентировка в окружающем; сформировано понятийное образное мышление; понятийное логическое мышление; сформировано зрительное восприятие); сформировано кратковременная речевая память; сформировано кратковременная зрительная память; сформировано оценка переключения и распределения внимания; творческое воображение; речевое развитие; развита зрительномоторная координация; сформирована произвольность; сформировано эмоционально-волевая регуляция деятельности. 18 Технологический инструментарий Методика «Персонификация мотивов» (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер) Вопросник на осведомленность (Венгер А. Л. и др.) Методика «Интуитивный визуальный анализсинтез» (Л. А. Ясюкова) Методика «Визуальные классификации» (Л. А. Ясюкова) Методика «Визуальные аналогии» (Л. А. Ясюкова) Методика «Интуитивный речевой анализ-синтез» (Л. А. Ясюкова) Методика «Речевые классификации» (Л. А. Ясюкова) Методика «Речевые аналогии» (Л. А. Ясюкова). Тест Равена Методика: «Кратковременная речевая память» (Л. А. Ясюкова). Методика: «Кратковременная зрительная память» (Л. А. Ясюкова). Методика Пьера — Рузера «Проставь значки», модифицированная Л. В. Венгером, Ю. В. Тихоновой) Методика: модифицированный вариант теста Е. П. Торренса, авт. Дьяченко О. М. Методики: «Речевые антонимы», (Л. А. Ясюкова). «Речевые классификации», «Произвольное владение речью» (Л. А. Ясюкова). Методика: Гештальт – тест Бендер Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) Методика: анкетахарактеристика (Пересли Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. 19 1. 3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. - 79 с. 2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер, 2004. - 205с. 3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с. 4. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с. 5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007. 130с. 6. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. 224с. 7. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2009. – 48 с. 8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, - 112с. 9. Алиева Т. И., Трифонова Т. В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С. 10-15. 10. Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10. 11. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28. 20 12. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65. 13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с. 14. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. 15. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35. 16. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с. 17. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. 18. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2008. - 336 с. 21